моноплан

Ego Factum — Сделай сам и удиви
моноплан это
самолёт с одним крылом. Крыло может проходить через верхнюю часть фюзеляжа (высокоплан), через ось фюзеляжа (среднеплан) или нижнюю его часть (низкоплан). По сравнению с бипланом имеет меньшее лобовое сопротивление, что способствует достижению бoльших скоростей полёта. С сер. 1930-х гг. моноплан стал основным типом самолётов. По схеме высокоплана строят обычно грузовые и военно-транспортные самолёты, а также гидросамолёты. Высокое крыло позволяет опустить фюзеляж ближе к земле, что существенно облегчает погрузку и выгрузку людей, грузов и техники, а у гидросамолётов (особенно летающих лодок) препятствует забрызгиванию водой двигателей, установленных на крыльях. Среднее расположение крыла обеспечивает достижение максимальных скоростей полёта; схема среднеплана характерна для истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. Пассажирские самолёты строят в основном по схеме низкоплана. Низкое расположение крыла выбрали, во-первых, чтобы не закрывать пассажирам вид из окон самолёта, а во-вторых, для большей безопасности. Крыло, будучи герметичным, обладает некоторой плавучестью и при аварийной посадке на воду поддерживает самолёт, не давая ему быстро затонуть. При этом верхняя часть фюзеляжа, где расположен салон с пассажирами, находится над водой, что повышает вероятность их спасения.
Пассажирский самолёт Ту-204

Энциклопедия «Техника».
— М.: Росмэн.
2006.

Моноплан
(от греческого monos — один и латинского planum — плоскость) — самолёт с одним крылом. М. различают: по расположению крыла относительно фюзеляжа — высокопланы (см. также Парасоль), среднепланы, низкопланы; по способу крепления крыла к фюзеляжу — свободнонесущие, подкосные, расчалочные. По сравнению с бипланом М. имеет меньшее сопротивление аэродинамическое, но при этом реализуются большие удельные нагрузки на крыло, то есть необходима большая его прочность и, следовательно, масса.

Из М. наименьшим аэродинамическим сопротивлением обладает среднеплан, однако у него в наибольшей степени уменьшается полезное поперечное сечение фюзеляжа. Поэтому среднеплан целесообразно использовать в тех случаях, когда нет специальных ограничений на габариты поперечного сечения фюзеляжа, но требуется обеспечить максимальную скорость или экономичность; обычно это бомбардировщики и истребители. Высокоплан обладает несколько большим сопротивлением, но у него наиболее полно можно использовать внутренним габариты фюзеляжа. Кроме того, у высокоплана предельно низкое расположение фюзеляжа над поверхностью аэродрома, что значительно облегчает погрузку и выгрузку техники и людей. Поэтому грузовые и военно-транспортный самолёты строят обычно в схеме высокоплана. Наибольшим из М. аэродинамическим сопротивлением обладает низкоплан. Однако пассажирские самолёты строятся в основной по этой схеме, так как аварийная посадка на воду — расчётный случай. Поскольку крыло обладает некоторой плавучестью, при посадке на воду фюзеляж низкоплана дольше не затапливается, что повышает вероятность спасения пассажиров.

Схема М. развивалась параллельно со схемой биплана. Меньшее аэродинамическое сопротивление М. позволяет по сравнению с бипланом увеличить максимальную и крейсерскую скорости полёта, манёвренность в вертикальной плоскости. Развитие методов аэродинамического расчёта и расчёта на прочность, авиационного материаловедения позволило значительно увеличить нагрузки на крыло. Необходимые взлётно-посадочные характеристики М. обеспечивались ростом энерговооружённости и широким внедрением взлётно-посадочной механизации (см. Механизация крыла). Всё это привело к тому, что с середины 30-х гг. М. практически полностью вытеснил биплан.

Видео по теме

Источник информации: Энциклопедия «Техника».

Комментарии в настоящее время закрыты.

Комментарии закрыты.