мост

Ego Factum — Сделай сам и удиви
мост это
транспортное сооружение, по которому проложен путь над каким-либо препятствием. В зависимости от характера препятствия различают мосты через водотоки (собственно мосты), через дороги (путепроводы), через овраги и ущелья (виадуки). По назначению мосты делятся на автодорожные, железнодорожные, пешеходные, трубопроводные, акведуки и т. д. Особую группу составляют наплавные, разводные и сборно-разборные мосты. Основными элементами моста являются опоры (промежуточные – устаревшее название быки и береговые – устои) и пролётное строение (специальная конструкция, перекрывающая пролёты между опорами и поддерживающая полотно дороги). Высота моста определяется условиями пропуска судов для судоходных рек, гидрологическими условиями (паводковые отметки и т. д.) и называется подмостовым габаритом.
Мост «Европа» близ г. Инсбрук, Австрия

Непременные условия, которым должен отвечать любой мост, – это высочайшая надёжность и долговечность. За тысячелетия строительство мостов превратилось в подлинное искусство. Являясь утилитарным транспортным сооружением, мост одновременно способен производить сильное эстетическое впечатление. Благодаря своим размерам он может стать активной частью природного ландшафта или городского архитектурного пейзажа. Поэтому мост должен рассматриваться как объект не только инженерного, но и художественного творчества. Когда-то в древности верховному жрецу поручалась самая сложная работа – от разгадывания воли богов и лечения больных до строительства мостов.
Римляне называли верховного жреца pontifex maximus, что в переводе означает «главный строитель мостов». До сих пор титул верховного понтифика носит глава Католической церкви – Папа Римский. На протяжении столетий люди верили, что строительство моста невозможно без вмешательства высших сил, поэтому существует много суеверий, связанных с мостами. В Испании, напр., считали, что первую прошедшую по мосту живую тварь утаскивает дьявол. Поэтому первой по построенному мосту пропускали чёрную кошку. А в Лотарингии некоего священника объявили еретиком и отлучили от церкви за то, что построенный им мост был слишком хорош: нельзя было допустить мысль, что на это способен правоверный христианин.
Сама природа создала основные формы мостов – балочный, арочный и висячий, и первые мостостроители, возможно, лишь следовали её подсказке. Самый простой мост – балочный. В примитивной форме это бревно, переброшенное через ручей. Правда, составленная из брусьев балка или каменная плита не позволяла сделать пролёт очень длинным. Балочные мосты стало выгодно строить лишь с появлением новых прочных материалов – стали и железобетона. А на протяжении столетий люди пользовались двумя другими типами мостов. Пешеходная и проезжая части либо опирались на своды каменной кладки – такие мосты назывались арочными, либо подвешивались на канатах или тросах – тогда получался висячий мост. Самый древний мост, о котором имеются достоверные сведения, был арочным. Это сооружение из кирпича высилось над водами Евфрата в Древнем Вавилоне. Построен вавилонский мост в 7 в. до н. э. Несколько позже в Китае, а затем в Индии и других странах стали возводить висячие мосты, удерживаемые с помощью канатов из растительных волокон или сыромятной кожи. С течением времени из этих трёх основных типов мостовых конструкций появились более совершенные и мощные постройки – мосты с неразрезным пролётным строением, рамной конструкции, в которых опоры жёстко соединены с балками, грандиозные висячие и вантовые мосты. Очень распространены комбинированные конструкции, напр. арка, к которой внизу крепится балка, – арочно-балочная конструкция. По типу применённых материалов самые древние мосты – деревянные и каменные. Со временем природные материалы были вытеснены искусственными – сталью, бетоном, железобетоном. С кон. 18 в. началось строительство металлических мостов, а в последнее десятилетие 19 в. – железобетонных. С сер. 20 в. в металлических мостах, как правило, стальным делают только пролётное строение, а опоры сооружают из железобетона.

Видео по теме

Источник информации: Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

Комментарии в настоящее время закрыты.

Комментарии закрыты.